Опубликовано: 21.01.2022

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАГЛЯДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО БЕЗОПАСНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» В ЦЕЛЯХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ С ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, КАК САМИМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ТАК И В ОТНОШЕНИИ НИХ

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ?
Подростковый возраст − это период изменений и в организме, и в психике человека. Меняется тело, меняется восприятие мира, отношения к себе и окружающим. В этот период ребенок становится особенно восприимчивым и беззащитным перед всякого рода деструктивными влияниями. Понимание и поддержка родителя становится для него спасительным кругом и твердой опорой для гармоничного развития и успешной социализации. Какие изменения происходят у ребенка:
➢ Физиологические и гормональные изменения, которые приводят к эмоциональной лабильности.
➢ Ребенок не понимает, что смена настроения зависит от работы его гуморальной системы, он думает, что его настроение зависит от внешних обстоятельств. (что он не хорош, его не принимают, не понимают и т.д.).
➢ Часто это приводит к негативной трактовке внешних событий и зацикливанию на депрессивных эмоциях с резкими вспышками агрессии и отвержения.
➢ Нет еще четкого представления о себе, ранимость.
➢ Обостренное восприятие себя, своего окружения.
➢ С одной стороны, стремление к независимости, с другой стороны необходимость принадлежать к группе (поиск группы где понимают, принимают, поддерживают). Острое желание нравиться.
➢ Крайность суждений, категоричность.
➢ Очень большое значение придается общению.
РИСКИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
Помимо внутренних сложностей, с которыми сталкивается подросток в силу своего возраста, необходимо отметить значительное давление информационного потока. И в этом отношении современным детям сложнее, чем предыдущим поколениям: нагрузка на нервную систему подростка возросла многократно, а перспектива остаться вне информационного потока вызывает сильную тревогу. Создатели контента умело используют эту тревогу в своих целях, постоянно увеличивая его «производство», создавая огромное количество фильмов, видео, картинки, нескончаемые новостные «ленты» в социальных сетях, игры. Интернет пронизывает и личную жизнь подростка: здесь они знакомятся, общаются, переживают яркие и драматические моменты. Противостоять технологическому прогрессу невозможно, поэтому необходимо выработать и освоить правила, по которым существование в интернет-пространстве будет безопасным и эффективным для подрастающего поколения.
Подростки, находясь в сети «интернет», зачастую не осознают всех рисков, которые могут их подстерегать. Она дает ощущение ложной защищенности и свободы. Можно спрятаться на «фейковом» аккаунте и думать, что твои действия останутся безнаказанными, а ты не уловимым. Это иллюзия, о которой надо рассказать детям. Опасности для детей и подростков в сети «интернет»:
✓ Вовлечение в опасные группы и движения
✓ Буллинг (травля) в интернете
✓ Домогательство, педофилия
✓ Завладение личной информацией или материалами с целью шантажа
✓ Кража паролей/аккаунтов в социальных сетях или играх
✓ Зависимость от социальных сетей
✓ Зависимость от сетевых игр, «серфингом», онлайн-казино;
✓ Доступность материалов, предназначенных для старшей аудитории;
✓ Фишинг(создание сайтов-двойников с целью наживы во время покупки товаров или услуг)
✓ Нежелательные покупки и многое другое Какие ошибки совершают дети и подростки в сети «интернет»?
✓ 58% школьников указывают на странице свой реальный возраст
✓ 39% ‒ номер школы
✓ 29% ‒ фото, на которых видна обстановка в квартире
✓ 23% ‒ информацию о родителях и родственниках
✓ 10% указывают геолокацию
✓ 7% указывают домашний адрес и мобильный телефон 10
Кроме того, 50% школьников признались, что знакомятся с новыми людьми через социальные сети.
Больше 50% школьников в социальных сетях получают приглашения дружить от незнакомых людей, 34% от незнакомых взрослых
Больше одной трети детей встречались с людьми, с которыми познакомились в социальных сетях.
IP-адресе и могут получить полную информацию о месте жительства, телефоне и списке родственников, причинив им реальный вред. Ребенок начинает бояться, верить в то, что сам виноват в случившемся, и, как правило, не знает к кому обратиться за помощью.
Примеры деструктивных групп в сети «интернет»:
Ультра движение – ультрас, А.У.Е.1, A.C.A.B.2 , около-футбола, лесное движение, хулиганы – вовлечены более 6 миллионов человек (из них более 1 миллиона подростков); Анархизм – вовлечены более 697 тысяч пользователей;
Девиантное поведение, в том числе шок-контент – вовлечены более 630 тысяч пользователей;
Убийства, серийные убийства, пытки – группы о маньяках, серийных убийцах – вовлечены более 300 тысяч пользователей;
Сатанизм – вовлечены более 150 тысяч пользователей;
Наркомания – вовлечены более 80 тысяч пользователей; Нацизм – вовлечены более 48 тысяч пользователей;
Скулшутинг – массовые расстрелы в школах – вовлечены более 18 тысяч пользователей. *По данным «Лаборатории интеллектуального анализа больших данных социальных медиа» ЦНТИ МФТИ, «Крибрум», разработчика платформы многофакторного мониторинга социальных медиа врежиме реального времени и Центра компетенций по анализу соцмедиа.
Кибербуллинг– это травля в интернете: намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных, как правило, в течение продолжительного периода времени. 33% детей так или иначе сталкиваются с кибербуллингом
✓ Механизмы травли в реальности и травли в сети «интернет» похожи, но кибербуллинг опаснее тем, что может происходить круглосуточно, от него не скроешься и не уйдешь домой.
✓ Дети, которые особенно страдают от кибербуллинга, видят особую ценность и значимость в социальных сетях, поэтому не могут выйти или просто удалить их. Поводы для буллинга могут быть любыми (особенности внешнего вида и здоровья (низкий или высокий, худой или толстый, веснушки, акне, плохое зрение, дефект речи, цвет кожи, цвет волос) или характера ребенка (тихоня или выскочка), социальный статус его семьи (бедные или, наоборот, зажиточные), умственные способности (слишком умный или слишком глупый) и многие другие. Вызвать на себя реакцию агрессии может любой человек, и поэтому важно помнить, что:
✓ Жертва не виновата в том, что ее травят. В ситуации буллинга виноват только агрессор и тот, кто ситуацию «подпитывает»: группа поддержки агрессора, бездействующие свидетели травли.
✓ Родитель может и должен прекратить травлю. Для этого задействуются разные структуры: от руководства школы до правоохранительных органов.
✓ Чем раньше родитель узнает о травле ребенка, тем лучше. Поэтому так важно иметь доверительные отношения и поддерживать у ребенка уверенность в том, что он может рассчитывать на помощь в любых обстоятельствах.
Домогательство, педофилия, завладение личной информацией или материалами с целью шантажа и кража паролей.

Как с этим бороться? Родителям важно донести до ребенка следующие правила:
✓ Не публиковать в социальных сетях информацию, по которой твое местонахождение можно узнать (адрес, номер школы и др.);
✓ Держать страницу закрытой, в настройках разрешить отправку сообщений только друзьям и друзьям друзей;
✓ Не идти на контакт с незнакомцами (и помнить, что даже за безобидной страницей сверстника может скрываться педофил);
✓ Не встречаться в реальности с незнакомцами из социальных сетей;
✓ Не высылать никому материалы, которые можно использовать для шантажа (например, пикантные фото, по которым тебя легко опознать);
✓ Отказывать − нормально. Не нужно бояться обидеть собеседника, если он просит сделать что-то неприятное для тебя;
✓ Создавать сложные пароли, различные для каждой социальной сети и электронной почты. Хранить пароли в надежном месте. Менять их с периодичностью 2-3 месяца. Настроить двухэтапную аутентификацию;
✓ Обращаться за помощью, если не справляешься с ситуацией. Как и во всех предыдущих ситуациях, крайне важно поддерживать атмосферу доверия в отношениях. Инструменты шантажа и манипуляции работают тогда, когда понимание того, что о ситуации узнают родители, вызывает у подростка ужас.

Использованная литература:
1. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций). — Ижевск: УдГУ, 2010. — 196 с.
2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
3. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций/Издательство «Айрис-пресс», 2005 г. — 239 с. : табл.
4. Протопопова Е.Г., Казенная Е.В. Нападения на учебные заведения: феномен «скулшутинг» и психологические аспекты безопасности образовательной среды // Образование личности / ред. Е.Г. Артамонова // АНО «ЦНПРО» — 2019. — №1. — C.12-19.
5. Рыбакова Л.А., Бабынина Т.Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска: Учебное пособие. — Казань: Бриг, 2015. — 199 с. : ил.
6. Данные «Лаборатории интеллектуального анализа больших данных социальных медиа» ЦНТИ МФТИ и «Крибрум», разработчика платформы многофакторного мониторинга социальных медиа в режиме реального времени. — М.: АО «Крибрум», 2019. — 40 с.
7. Основы кибербезопасности «Лаборатория Касперского» [Электронный ресурс]. − URL: https://csr.kaspersky.com/education/main.html (дата обращения 10.12.2021 г.)
8. Материалы, представленные на круглом столе «Защита детей от интернетконтента, наносящего вред их психическому, физическому, духовному и нравственному здоровью», проходившем в Общественной палате Российской Федерации 11.06.2021 г.
9. Материалы, представленные Н. Касперской на форуме «Цифровая гигиена. Молодежь в сети», проходившей 28.03.2019 г. на площадке пресс-центра МИА «Россия Сегодня».
10.Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М: МГППУ, 2018 г., [Электронный ресурс]. − URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour (дата обращения 10.10.2021 г.