ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 6 КЛАСС

Практическая работа № 1.

Организация работы по составлению календаря погоды
(наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра).
Ход  работы:
В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и ежесуточно отмечайте в нём:

  1. температуру воздуха;
  2. облачность;
  3. осадки;
  4. направление ветра.


Средняя температура за месяц: _______оС.                    
Оценка: ________

В конце месяца начертите график изменения температуры воздуха и подсчитайте среднюю температуру воздуха за этот месяц.

Продолжите ведение календаря погоды в октябре, ноябре, декабре, январе, феврале и в марте.

Практическая работа № 2.

Составление рассказа об одном из путешественников.
Ход работы:
Используя дополнительную литературу, составьте рассказ об одном из путешественников и оформите его в виде небольшого доклада.

Практическая работа № 3.

Определение на местности направлений, азимутов и расстояний.
Ход  работы:
Используя компас определите направление, азимут и определите расстояние в шагах и в метрах до объектов, указанных учителем.

Практическая работа № 4.

Топографический диктант.
Ход  работы:
Изобразите условные знаки следующих объектов:

Вариант 1.
Луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке.

Вариант 2.
Кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, силосная башня, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа.

Практическая работа № 6.

Построение профиля рельефа по заданным горизонталям и построение горизонталей по заданному профилю рельефа.
Ход работы:
Постройте профиль рельефа, используя фрагмент топографической карты в атласе (стр. 7) от школы, через вершину холма до домика лесника.

С помощью горизонталей, проходящих через 5 м, начертите план территории, имеющей следующий профиль рельефа:

 

Практическая работа № 7.

Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты.
Ход  работы:

Используя фрагмент топографической карты (атлас, стр. 7), заполните таблицу, определив направление, азимут и расстояние до указанных объектов от вершины холма, а также их абсолютную высоту и относительную высоту холма:

Практическая работа № 10.
Определение  по  карте  географического  положения  и  высоты  гор,  географических  координат  крупнейших  вершин.
Ход  работы:
По  плану  описания  гор  дайте  характеристику  одной  из  горных  систем:
Вариант  1.  Гималаи.
Вариант  2.  Кордильеры.
Вариант  3.  Уральские  горы.
Вариант  4.  Анды.
Вариант  5.  Кавказ.
Вариант  6.  Альпы.
План  описания  гор:

1. На  каком  материке  и  в  какой  его  части  находятся  горы?;
2. Общее  направление  горной  системы  и  её  протяжённость;
3. Между  какими  географическим  объектами  ( равнины,  моря,  океаны  и  т.д.)  находятся  горы  (по  сторонам  горизонта);
4. Вид  гор  по  абсолютной  высоте;
5. Крупнейшая  вершина  и  её  географические  координаты.

Практическая работа № 11.
Нанесение  на  контурную  карту  крупнейших  гор  и  вершин  Земли.
Ход  работы:
Используя  карты  атласа,  на  контурной  карте  полушарий  нанесите  простым  карандашом  крупнейшие  горы  и  вершины  Земли:
1. Гималаи;
2. гору  Джомолунгму  (или  Эверест  и  обозначьте  её  высоту);
3. Тибет;
4. Тянь-Шань;
5. Кавказ;
6. гору  Эльбрус  (обозначьте  её  высоту);
7. Алтай;
8. Вулкан  Ключевская  Сопка;
9. Альпы;
10. Скандинавские  горы;
11. вулкан  Килиманджаро;
12. Кордильеры;
13. гору  Мак-Кинли  (обозначьте  её  высоту  горы);
14. вулкан  Орисаба;
15. Анды;
16. гору  Аконкагуа  (обозначьте  её  высоту);
17. вулкан  Котопахи;
18. гору  Косцюшко;
19. массив  Винсон;
20. вулкан  Эребус.

Практическая работа № 12.
Описание  по  карте  географического  положения  крупнейших  равнин  и  определение  их  видов.
Ход  работы:
По  плану  описания  равнин  дайте  характеристику  одной  из  равнин Земли:
Вариант  1.  Восточно-Европейская  ( Русская )  равнина.
Вариант  2.  Западно-Сибирская  равнина.
Вариант  3.  Среднесибирское  плоскогорье.
Вариант  4.  Прикаспийская  низменность.
Вариант  5.  Амазонская  низменность.
Вариант  6.  Среднерусская  возвышенность.

План  описания  равнины:

Практическая работа № 17.
Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли.
Ход работы:
На контурной карте полушарий подпишите названия всех географических объектов, встречающихся в тексте § 24. Все объекты суши - материки, острова и полуострова - подписываются чёрным цветом (или простым карандашом), все объекты гидросферы - океаны, моря, заливы и проливы - подписываются синим цветом.

Образец выполнения работы:

Практическая работа № 18.

Составление картосхемы ”Течения в Океане”.
Ход работы:
Используя  карту  "Приливы  и  течения  в  океанах"  (атлас,  стр. 17),  на  контурной  карте  полушарий  обозначьте  стрелками   и  подпишите  названия  основных  тёплых  (красным  цветом)  и  холодных  течений  (синим  цветом).

        Сделайте  вывод:
1)  в  каком  направлении  закручиваются  течения  в  Северном  и  в  каком - в Южном  полушариях;
2)  в  каком  направлении  движутся  тёплые,  а  в  каком - холодные  течения ?

Образец выполнения работы:

 

1 - Северо-Тихоокеанское  течение
2 - Южное  Пассатное  течение
3 - течение  Западных  Ветров
4 - Северо-Атлантическое  течение
5 - Северное  Пассатное  течение
6 - Западно-Австралийское  течение
7 - Северный  Ледовитый  океан

Практическая работа № 19.

Определение по картам географического положения
одного из океанов или морей,
его относительных размеров,
преобладающих и максимальных глубин
свойств воды, особенностей движения воды
и основных видов хозяйственной деятельности человека.

Ход  работы:
Используя  карты  атласа  и  предложенные  типовые  планы  описания  океана  и  моря,  дайте  комплексную  характеристику  одного  из  океанов  или  морей.

План описания океана:
Название океана;
Географическое положение: положение относительно экватора и начального меридиана, какие материки и где омывает, с какими океанами и где связан;
Размеры океана;
Средняя и максимальная глубина океана, название океанической впадины;
Свойства воды: распределение температуры и солёности воды в океане;
Важнейшие тёплые и холодные течения и их виды по происхождению;
Использование океана человеком.

План описания моря:

Вариант 1. Тихий океан.
Вариант 2. Филиппинское море  ( или по выбору учащегося ).
Вариант 3. Атлантический океан.
Вариант 4. Средиземное море  ( или по выбору учащегося ).
Вариант 5. Северный Ледовитый океан.
Вариант 6. Баренцево море  ( или по выбору учащегося ).
Вариант 7. Индийский океан.
Вариант 8. Красное море  ( или по выбору учащегося ).

Практическая работа № 20.
Определение по картам географического положения
одной из крупнейших рек Земли:
направления и характера её течения, использования человеком.
Ход  работы:

Используя  карты  атласа,  справочные  материалы  и  предложенные  типовые  планы  описания  реки,  опишите  одну  из  крупнейших  рек  мира.
План описания реки:
Название реки;
Положение реки на материке;
Местоположение и географические координаты истока;
Общее направление течения;
Длина реки;
Крупнейшие левые и правые притоки;
Характер течения реки;
Куда впадает река;
Вид устья и его географические координаты;
Использование реки человеком.

Вариант 1. Амазонка.
Вариант 2. Нил.
Вариант 3. Миссисипи.
Вариант 4. Волга.
Вариант 5. Дунай.
Вариант 6. Янцзы.

Практическая работа № 21.
Нанесение на контурную карту
крупнейших рек, озёр, каналов и водохранилищ Земли.

Ход  работы:

Внимание:  все  объекты гидросферы на карте подписываются синим цветом.

Вариант 1.
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты:
все материки ( чёрным цветом ) и все океаны ( синим цветом );
реки: Амазонка, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы;
водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр;
каналы: Панамский, Суэцкий.

Вариант 2.
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте России следующие объекты:
обозначьте  государственную  границу  Российской  Федерации  ( красным  цветом );
Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический океаны;
реки: Амур, Ангара, Волга, Днепр, Дон, Енисей, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Ока, Северная Двина;
озёра: Байкал, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Чудское, Ханка;
водохранилища: Братское, Красноярское, Рыбинское.
каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Практическая работа № 24.

Построение  ”розы  ветров”.
Ход  работы:
Используя  текст учебника  (стр. 142 - 143)  и  календарь  погоды,  который  вы  вели,  постройте  ”розу  ветров”  за  октябрь  (ноябрь,  декабрь  и  т.д.  в  зависимости  от  варианта):

1)  Начертите  8  направлений  (румбов),  соответствующих  основным  сторонам  горизонта  (С;  Ю;  З;  В;  С-З;  С-В;  Ю-З;  Ю-В );
2)  По  каждому  направлению  (румбу)  отметьте  направление  ветра  за  каждый  день  месяца  (1  день = 5  мм);
3)  Соедините  концы  векторов  красной  линией.
4)  Сделайте  вывод  о  преобладающих  ветрах  за  данный  месяц.

 Примечание:  количество  дней  со  штилем  указать  под  розой  ветров.

Вариант  1.  Октябрь.
Вариант  2.  Ноябрь.
Вариант  3.  Декабрь.
Вариант  4.  Январь.
Вариант  5.  Февраль.
Вариант  6.  Март  (или  сентябрь).

Практическая работа № 26.

Составление  схемы  ”Тепловые  пояса  Земли”.
Ход  работы:

      На  контурной  карте  полушарий:
1)  обозначьте  красным  цветом - экватор,  оранжевым  цветом - Северный  и  Южный  тропики,  синим  цветом - Северный  полярный  и  Южный  полярный  круги;
2)  Закрасьте  жёлтым  цветом  жаркий  тепловой  пояс,  зелёным  цветом - умеренные  тепловые  пояса,  а  голубым  цветом - холодные  тепловые  пояса  и  подпишите  названия  тепловых  поясов;
3)  Подпишите  красным  цветом  материки,  большая  часть  которых  расположена  в  пределах  жаркого  теплового  пояса,  а  чёрным  цветом - расположенных преимущественно  в  умеренном  тепловом  поясе,  а  синим - в  холодном  тепловом  поясе;
4)  Красным  цветом  подчеркните  самый  жаркий  материк  Земли,  а  синим  цветом - самый  холодный.