Опубликовано: 27.11.2019

Поведская Л. И. директор ЯГКШ-Л
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЯКУТСКОЙ ГОРОДСКОЙ КОММЕРЧЕСКОЙ ШКОЛЫ.

Начало 90-ых годов. Реформа школы по меткому выражению одного из бывших руководителей страны «пробуксовывает». Сложившаяся система народного образования с ее жестким централизованным определением содержания обучения не позволяла в должной мере осуществлять дифференцированный подход к обучению, не учитывала ни регионально-национальных особенностей, ни природно-климатических, а вместе с ними и социально-психологических особенностей населения, ни новых экономических условий. Таким образом, единая система образования перестала работать в режиме развития.
Но в то же время в России инновационное образовательное движение набирало силу. Школа становилась сферой социального поиска, лабораторией реформы. Образовательные учреждения получили некоторую самостоятельность в выборе учебных планов, программ, форм и методов обучения.

Евгения Исаевна Михайлова работала в те годы заведующим ГОРОНО. Она отличалась современным стилем руководства, каким-то особым чутьем в определении перспектив развития образовательной политики школ города Якутска. Приоритетными направлениями в ее деятельности стала поддержка инициативы и творчества Учителя как ключевой фигуры в инновационном процессе, повышение качества образования, изменение содержания образования в ответ на социальный заказ общества, поиск новых типов учебных заведений.
В числе первых управленцев в области образования она прошла стажировку в латвийском клубе менеджеров. С поездки Евгении Исаевны в г. Ригу собственно и начинается история Якутской городской коммерческой школы, как и всего инновационного движения в городе. Именно там она познакомилась с г. Юргисом Стабиньшем, педагогом по образованию, психологом, руководителем клуба «Менеджер». В 1990 г. Ю.Стабиньш при поддержке органов образования решил вновь организовать некогда существовавшую в г. Риге коммерческую школу. Евгения Исаевна буквально загорелась этой идеей. Приехав в Якутск, она позвонила мне и пригласила на беседу. Ее предложение открыть первую в республике коммерческую школу было неожиданным для меня. Эта школа должна была стать началом развития инновационного движения в городе. В то время мне были совершенно непонятны статус, цели и задачи данной школы. Пришлось покопаться в литературе, но, к сожалению, на многие вопросы я не нашла ответа.
Тогда Евгения Исаевна отправила меня в командировку в г. Ригу для знакомства с работой рижской коммерческой школы господина Ю. Стабиньша. Большое впечатление на меня произвело то, что в Рижской школе была прекрасная материальная база: для 250 учащихся было отдано 4-этажное здание типовой школы, где были оборудованы два спортивных зала, тренажерный зал, огромный читальный зал с прекрасной библиотекой, хореографический класс, оборудованные кабинеты естественных наук. Впервые в учебном плане школы я увидела такие предметы как психология общения, деловой этикет, теория управления, менеджмент, экономика.
После этой поездки цель создания новой школы для меня прояснилась. Эта школа должна была создать условия для развития индивидуальных способностей каждой личности, формирования потребности в самоопределении и саморазвитии, подготовки интеллектуально развитых, личностно зрелых школьников, которые смогли бы стать настоящими лидерами в условиях перехода к рыночной системе экономики.
Полгода (с января по май) ушли на то, чтобы составить учебный план, выбрать учебные программы, разработать концепцию новой школы. Идея создания коммерческой школы нашла положительный отклик у общественности города. Руководители предприятий, деятели искусства, школьные работники стремились оказать поддержку, давали большое количество советов, рекомендаций.
С самого начала я много думала о том, каким должен быть учитель, который будет работать в данной школе. В моем представлении это должен быть человек, у которого прекрасные профессиональные качества педагога сочетались бы с установками на сотрудничество с детьми, с творческим подходом к делу. Он должен был быть свободен от груза педагогических штампов.
Поэтому преподаватели, заявившие о своем желании работать в новой школе, проходили конкурсный отбор. Евгения Исаевна внимательно следила за подбором кадров. Она поддержала идею о том, что на первом этапе очень важно было создать педагогический коллектив, лишенный авторитарности, способный претворить идеи сотрудничества в жизнь. Поэтому приоритет отдавался конкурсантам, имеющим небольшой педагогический стаж. Это были сотрудники научно-исследовательских институтов, ведущие специалисты Министерств, бывшие университетские преподаватели и учителя. Кандидаты, успешно прошедшие конкурс, были приглашены на индивидуальное собеседование с комиссией, возглавляла которую Евгения Исаевна.
Особое слово хотелось бы сказать в адрес учителей, которые 1 сентября 1991 года встретили детей на пороге новой школы. В этот же день зародилась традиция, которая продолжается до сих пор: знакомство с «новенькими» учащимися, встречу после летних каникул, открытие нового учебного года проводить на лесной поляне с весельем, играми, ритуалом посвящения в ученики ЯГКШ. Итак, в 1991 году в штате школы числилось 23 постоянных педагога и 16 совместителей – высококвалифицированных специалистов, работников министерств, различных ведомств, преподавателей ЯГУ. Из общего числа учителей педагогический стаж имели 7 человек. Среди других были кандидаты наук, научные сотрудники ЯГУ, НИИ ЯНЦ: преподаватели математики и физики Сергеева Галина Петровна, Баркова Елена Сергеевна, Шадрина Л. П., Кершенгольц Светлана Зямовна (которая стала впоследствии по результатам ученических отзывов Соросовским лауреатом), учителя английского языка Скрябина Альбина Алексеевна, Ильина Елена Иннокентьевна, Захарова Любовь Андреевна, учитель информатики Кириенко Изабелла Сергеевна, учитель географии Гладышева Елена Алексеевна, учитель химии Юхименко Ольга Николаевна, педагог свободного времени Тетерина Инна Евгеньевна. В числе первых педагогов школы были актриса Русского Государственного драматического театра Озерицкая Лариса Федоровна, врач Комиссарова В. И.. Многие из педагогов, которые сейчас являются гордостью школы, имеют высшую категорию, признание учеников, к моменту прихода в ЯГКШ имели совсем небольшой опыт работы в школах города и часто неудачный, который заставил их на время поменять профессию. Так, например, Светлана Михайловна Тюрнева после 1,5 лет работы в школе ушла в штаб гражданской обороны и думала, что никогда не вернется к преподавательской работе. В числе тех, кто имел педагогический стаж, были: Коломицына Татьяна Георгиевна, Бердникова Софья Исаевна, Томшина Александра Антоновна, Богомолова Арабелла Николаевна, Лоншакова Надежда Александровна, Татаринова Сардана Степановна, Зуева Виктория Семеновна.
Первый преподавательский состав ЯГКШ состоял из очень интересных, творческих, ищущих людей-энтузиастов. Вспоминается, как тщательно готовились к каждому уроку физики Кершенгольц С. З. и Баркова Е. С., разрабатывали опорные конспекты по Шаталову, подбирали нестандартные задачи и примеры, готовили дифференцированный раздаточный материал. Увлеченные психологией, они проводили на учебных занятиях психологическую разгрузку, физкультминутки. А учитель математики Сергеева Г. П., имея великолепный голос и прекрасно исполняя русские романсы, могла в качестве разгрузки устроить для учеников импровизированный концерт. Буквально легендой школы стал Марат Аскербаевич Жакупов, который со своим коллегой Григорьевой Натальей Николаевной преподавал юриспруденцию. Его исключительная строгость, требовательность к учащимся и бескомпромиссность вызывали в них трепет и одновременно огромное уважение. Выражения любимого преподавателя, его манера поведения часто становились предметом шуток и шаржей на общешкольных капустниках. Безусловными любимцами учащихся были импозантный, эрудированный Мамедов Агамали Куламович и интеллигентный, сдержанный Васильев Андрей Васильевич.
Тогда в школе не было помещения под компьютерный класс, и Кириенко Изабелле Сергеевне, пришедшей в школу после 20 лет работы программистом в Институте космофизики, пришлось труднее всех. Она представляла выпускника ЯГКШ непременно владеющего новыми информационными технологиями. Чтобы дать детям хорошее образование, первые три года приходилось арендовать компьютерный класс на другом конце города в здании Речного порта. Ее старания не прошли даром, с первого года наши учащиеся занимали призовые места в городских и республиканских соревнованиях по информатике.
Как директор школы, я гордилась тем, что согласие работать учителем английского языка дала один из опытнейших преподавателей ФИЯ ЯГУ Скрябина Альбина Алексеевна. Ей было трудно перейти от работы со студентами к работе с учащимися. Она говорила, что сможет проработать год-два. Сейчас мы с благодарностью отмечаем, что после 9 лет она продолжает работать в ЯГКШ, давая глубокие знания учащимся, и выпускники школы, поступая в ВУЗы, продолжают обучение английскому языку в группах со студентами, которые учились в спецшколах.
Вторым штатным работником школы стал психолог, который разработал систему отбора учащихся. Включение в штат психологов (и не одного, а четырех!) было сделано впервые не только в городе, но и в республике. Это были Слепцова Надежда Митрофановна, Татаринова Сардана Степановна, Слепцова Татьяна Евгеньевна, Уфимцев Александр Валерьевич. Сардана Степановна, по образованию учитель истории, проработав в школе № 9 три года, где о ней сложилось мнение как о грамотном, творчески работающем специалисте. В 1990-91 гг. она закончила факультет переподготовки Ленинградского университета по специальности «практический психолог» в числе первой группы, направленной Министерством образования РС(Я) для подготовки школьных психологов. В мае 1991 г. Ольга Марковна Чоросова, в то время начальник отдела международных связей ГОРОНО, познакомила меня с Сарданой Степановной, сделав ей предложение пройти собеседование в новой школе. На меня Сардана Степановна произвела такое хорошее впечатление, что, когда она попросила время подумать, я со страхом считала дни и молила всех святых, чтобы Сардана Степановна дала согласие работать в этой школе.
Безусловно, учителя рисковали, так как у некоторых было стабильное положение в своей школе, другие сделали карьеру или в НИИ, или в каких-то учреждениях, поэтому вопрос: «Сколько продержится новая школа и не придется ли через некоторое время вновь искать работу?» – был в голове у каждого в то лето 91-го года. Скептиков тоже хватало. Некоторые делали ставки на срок, который продержится создаваемая школа. И все-таки можно сказать мне фатально везло с кадрами, которые решают все. Дала согласие работать в школе Скорина Людмила Константиновна, до этого проработавшая в школе № 3 17 лет. О ней сложилось мнение как об одном из лучших библиотекарей города. Первая из школьных библиотекарей Людмила Константиновна перешла на систему ББК, в течение нескольких лет вела курс «библиотечное дело» в школе № 3. Из четырех выпусков семь человек работают библиотекарями в настоящее время. Среди них Копанцева Лариса Львовна, которая, проработав в нашей школе несколько лет, осенью 2000 г. была приглашена на работу в Национальную библиотеку. 10 лет работы в ЯГКШ еще раз подтвердили мнение о высоком профессионализме Людмилы Константиновны. Пользуется популярностью предмет «Основы библиографических знаний», программу которого составила Людмила Константиновна. По ее инициативе идет компьютеризация библиотеки. Для этих целей внедрена программа «Марк-3». Первой в республике согласно разработанному Людмилой Константиновной положению библиотека переросла в информационно-библиографический центр, что соответствует современным требованиям.
Продолжая разговор о кадрах обслуживающего и технического персонала, так и хочется к характеристике каждого из них употребить слово «лучший». Лучший завхоз, лучший секретарь. Секретарем школы со дня ее основания работает Мордовская Зоя Ивановна. Кроме общей эрудиции, преданности школе, ее отличает талант к делопроизводству. Безукоризненный порядок на рабочем месте сочетается с каким-то особым, утонченным вкусом оформления деловой бумаги, даже простое объявление, написанное Зоей Ивановной, выглядит красиво.
Неразлучный тандем Зоя Ивановна – Галина Владимировна Жилина, зам директора по АХР, на первый взгляд был непонятен окружающим. Разные по характеру, по воспитанию. Сближала их исключительная честность, порядочность, заинтересованность в общем деле. Пока работала Галина Владимировна, в школе была хозяйка: строгая, внимательная, требовательная, добрая и все умеющая. Галина Владимировна с успехом могла отремонтировать входную дверь, профессионально заменить картридж, сшить шторы и вышить эмблему школы. Безусловно, авторитет Галины Владимировны в школе был очень высок. К сожалению, несколько лет назад семья Жилиных переехала в Белоруссию.
Хотелось бы рассказать еще об одном человеке, который сыграл огромную роль в создании той особой атмосферы, отличающей нашу школу. Именно ею заложены все традиции: это и рождественские посиделки с непременным гаданием, и грандиозная Параскева пятница, и масленица со взятием снежной крепости, и многое другое. Это она могла уговорить петь и плясать в ансамбле «Ай, да ну» любого. Это, конечно, наша Инна Николаевна Франкфурт – человек совершенно неординарный, которую бесполезно ограничивать какими-то инструкциями, нормами и правилами. Но без которой так скучно было бы в школе. По ее инициативе в 1991 г. была придумана школьная эмблема, автором которой является Михайлов Алексей, а в 1993 г. написан школьный гимн, которым теперь открываются все общешкольные мероприятия.
Сама атмосфера школы должна была способствовать саморазвитию каждого ученика и учителя, быть комфортной для каждого участника образовательного процесса, исключала бы школярство, но развивала такие качества, как самостоятельность, целеустремленность, коммуникабельность, предприимчивость, то есть способность адаптироваться в новых экономических условиях. В идеале учеба должна была стать для каждого ребенка сознательным делом, связанным с его будущим. Поэтому основной концептуальной идеей была организация допрофессиональной подготовки старших школьников через создание профильных классов. Первоначально были выбраны следующие профили: менеджмент, основы банковского дела, секретарь-референт.
После объявления о наборе было подано около 1000 заявлений на 200 мест. Отбор включал в себя психологическое тестирование и собеседование с приемной комиссией. Приемная комиссия не смотрела на успеваемость школьников. Главным критерием отбора была высокая мотивация, желание получить не только знания по общеобразовательным предметам, но и подготовиться к будущей жизни в условиях рыночной экономики: приобрести управленческие навыки, способность принимать самостоятельные решения, научиться общаться, овладеть основами экономических знаний.
Вообще открытие Якутской городской коммерческой школы не было заложено в городском бюджете. Зав. ГОРОНО Михайловой Е.И. надо было проявить решительность и настойчивость в осуществлении идеи ЯГКШ. Сразу возникли проблемы со зданием, обеспеченностью мебелью, учебниками и прочие. Только благодаря смелости Евгении Исаевны ЯГКШ открылась 1 сентября 1991 г., не имея даже собственного здания. Первые полтора года школа размещалась в бывшем здании школы №3. И только в марте 1992 г. был подписан приказ о передаче освободившегося здания по адресу ул. Ярославского, 14 коммерческой школе. Большую поддержку Евгения Исаевна оказала в создании материальной базы школы: с ее помощью были оборудованы два компьютерных класса, приобретены спортивное оборудование, школьная мебель, аудио, видео техника, оснащение для кабинетов химии и физики.
За прошедшее время ЯГКШ стала одним из известных учебных заведений в городе, приобрела авторитет среди родителей, учащихся и педагогической общественности. Став Министром образования РС(Я) Михайлова Е. И. не прерывала связей с коммерческой школой, считая себя ответственной за ее судьбу. В 1997 г. ЯГКШ стала экспериментальной площадкой федерального уровня по проекту «Индивидуализация обучения на основе личностно-ориентированных учебных планов». Все идеи, которые педагогический коллектив школы претворял в жизнь, находили поддержку Евгении Исаевны. Это и создание 12 класса, классов-спутников в городских и улусных школах, информационно — библиографического центра, и внедрение передовых педагогических технологий.
Подводя итоги 10-летнего развития, можно сказать, что сегодня Якутская городская коммерческая школа:
— обеспечивает учащимся третьей ступени завершение общего среднего образования на основе Государственных стандартов, установленных для общеобразовательных учреждений, а также для лицеев и гимназий по профильным предметам;
— формирует учебный план для подготовки учащихся к поступлению на экономические, юридические, естественные факультеты Высших учебных заведений;
— дает углубленный уровень подготовки по английскому языку, расширенный уровень по математике, информатике и вычислительной технике, литературе, русскому языку, истории, биологии, химии, физике, которые являются ведущими для выбранного профиля обучения, а также дает второй иностранный язык (французский и немецкий) на базовом уровне;
— дает основы профессиональных знаний в зависимости от выбранного профиля обучения через спецпредметы, осуществляя раннюю профилизацию в соответствующей области знаний;
— проводит систематическое отслеживание психофизического и интеллектуального развития обучающихся с помощью психологической, валеологической, медицинской служб ЯГКШ;
Коммерческая школа создавалась как школа третьей ступени (9-11 классы). Однако время показало, что методически целесообразно начинать обучение с 8-го класса. В 1998 г. состоялся первый набор в 8 класс. Следует отметить, что за эти годы сложилась определенная система отбора учащихся в школу, которая включает в себя психологическое тестирование, экзамены по русскому языку и математике и собеседование. Психологическое тестирование позволяет выявить структуру интеллекта учащегося, общий уровень способностей, который должен быть достаточным для усвоения углубленной и расширенной учебной программы. Собеседование определяет наличие профессиональных планов у ученика и его семьи, начальный уровень представлений о будущих профессиях, профессиональные склонности и интересы школьника, осознанность выбора.
Если вначале школа была ориентирована только на экономические специальности, то с 1994 г. спектр профильных классов расширился: с учетом социального заказа был открыт юридический класс, а в 2000 г. естественно — научный.
Итоги поступления выпускников коммерческой школы за 1993-2000 гг. говорят о том, что до 80 % выпускников каждый год поступают в ВУЗы по профилю школы.
Коммерческая школа последовательно решает проблему усвоения учащимися содержания общего образования как базы последующего профессионального самоопределения выпускников учебных заведений.
Я считаю, что стратегическим направлением решения данной проблемы выступает индивидуализация обучения, то есть опора на активную познавательную деятельность учащихся с учетом их профессиональных склонностей и интересов. Основной целью Якутской городской коммерческой школы является не просто натаскивание школьников для поступления в ВУЗы, а формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине.
Не случайно ЯГКШ на первый план выдвигает проблемы духовности, интеллектуального и культурного развития личности.
Забота о подрастающем поколении возведена в Республике Саха (Якутии) в ранг государственной политики. Об этом свидетельствуют Указы Президента РС (Я) М.Е. Николаева, связанные с Годом образования (1997г.) и Годом детства и детского спорта (1999-2000гг), Концепция воспитательной работы РС (Я), Концепция развития системы образования в РС (Я).
Именно поэтому в основу Концепции воспитательной работы ЯГКШ положены следующие принципы:
1. Принцип антропоцентризма. В центре всего учебно-воспитательного процесса находится ребенок, и вся школьная система должна работать на его развитие: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, личностное.
2. Принцип гуманизма. Данный принцип выражает безусловную веру в добрые начала, заложенные в природу каждого ребенка; отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание потребностей детей; создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
3. Принцип демократизма. Признание равных прав и равных обязанностей между взрослым и ребенком, создание максимально комфортного климата в школе.
4. Принцип толерантности. Воздержание от реактивных внешних актов и поступков, терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
5. Принцип самоорганизации. Умение активно взаимодействовать со средой, социумом.
6. Принцип системности. Рассматривание воспитательной работы в школе как относительно самостоятельной единицы, обладающей качественной определенностью, и как неразрывного элемента общественной макросистемы.
Основные направления воспитательной работы в школе включают в себя программы «Интеллект», «Здоровье», «Общение», «Досуг». Большое значение в реализации Концепции имеют традиционные праздники коммерческой школы, которые не только создают чувство общности всего коллектива ЯГКШ, но и способствуют приобщению к народным традициям, духовному наследию прошлого.
Допрофессиональная подготовка, учитывающая мотивационные, характерологические, интеллектуальные особенности личности старшего школьника, позволяет реализовать преемственность в системе непрерывной подготовки специалиста на этапе «школьное образование – высшее образование».
Формируя учебный план для каждого профиля, школа берет за основу принцип трансформации познавательных мотивов в профессиональные, когда учебная деятельность школьников отбирается не только в логике науки, но и через модель специалиста – в логике будущей профессиональной деятельности. Это придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям.
Содержание и условия профессиональной деятельности всегда вероятностны. Поэтому одной из центральных является проблема адекватности форм организации учебной деятельности формам профессиональной деятельности, на которую они ориентируются. Этой задаче отвечают квазипрофессиональные формы учебной деятельности, то есть моделирующие содержание будущей профессии: деловые игры, тренинги профессиональных навыков и умений, проводимые специалистами соответствующего профиля. Для учащихся экономических классов каждый год проводятся игровые сессии. Много лет их проводил Платов Валерий Яковлевич, профессор Московской Академии труда и социальных отношений. Развитие и внедрение различных форм квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности (производственная практика) является одним из приоритетных направлений в развитии содержания образования в ЯГКШ, так как именно в ходе них школьники овладевают реальным опытом, получая возможность естественного вхождения в профессию. Учебные знания приобретают при этом для них личностный смысл, что в свою очередь повышает общую познавательную мотивацию учащихся.
Так, например, учебный план 10-ых классов включает в себя программы повышенного уровня по английскому языку, ИиВТ, литературе, математике, программы специальных предметов для профильных классов: «Юриспруденция», «Психология», «Техника речи», «Философия», «Машинопись», «Делопроизводство», «Журналистика», «Основы внешнеэкономической деятельности», «Бухгалтерский учет», «Финансы», «Банковское дело», «Стилистика», «Деловые игры».
Кроме этого школьники ЯГКШ получают образовательную довузовскую подготовку через введение сессионной системы обучения, зачетной системы оценки и контроля знаний учащихся, обучение навыкам самостоятельной работы со специальной научной литературой, лекционную форму проведения занятий, ведение основ библиографических знаний. Такая организация учебной деятельности обеспечивает легкую адаптацию выпускников ЯГКШ к «вузовским» требованиям, способствует быстрому приобретению студенческой идентичности.
Во многом это происходит благодаря тесным связям коммерческой школы с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами.
Неотъемлемым структурным подразделением ЯГКШ является психологическая служба. Практически на пустом месте создавался кабинет психологии, формировался методический банк, шел поиск эффективных методов работы. Становление нашей психологической службы отразило все этапы становления школьной психологии в стране и республике. Сейчас служба обеспечивает психологическое сопровождение всего учебно-воспитательного процесса и деятельности всех его участников, создает в рамках конкретных условий и возможностей школы максимально комфортные условия для обучения и развития учащихся. В данное время психологами школы работают Татаринова С. С., Слепцова Т. Е., научным руководителем является к.п.н., доцент ЯГУ Птицына О. Н.
С 1998 г. наша школа начала осуществлять валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, цель которого: сохранение физического, психического здоровья педагогов и детей, формирование правильного отношения к своему здоровью как нравственной категории. Эту работу возглавляет зам. директора по воспитательной работе, педагог-валеолог Хаптанова Т. Г.
В Якутской городской коммерческой школе с момента создания шел непрерывный процесс поиска, внедрения новых форм, методов и содержания учебно-воспитательной деятельности. Одни из них находили свое дальнейшее применение, другие отмирали (погружение, безоценочная система обучения, предметы по выбору, нестандартный формы уроков, методы обучения и другое).
Инновационные процессы в ЯГКШ, существующие на данный момент, имеют своей целью повышение эффективности и оптимизацию учебно-воспитательного процесса в школе. В число общих инноваций школы входят:
1. Технология определения уровня обученности учащихся по методике Никонова.
2. Семестровая система обучения (5 семестров за учебный год).
3. Система сдачи дифференцированных и недифференцированных зачетов после каждого семестра по предметам.
4. Введение сдвоенных уроков (учебных пар).
5. Кафедральная система как учебно-методическое объединение учителей-предметников.
6. Допрофессиональная подготовка по профилям: юриспруденция, банковское дело, менеджмент, естественно — научный.
7. Введение компонентов вузовской системы обучения: уроки-лекции, уроки-семинары, зачеты, семестровые экзамены.
8. Введение спецкурсов по выбору как системы дополнительного образования.
9. Введение института кураторства.
10. Валеологизация всего учебно-воспитательного процесса.
11. Гуманитаризация образования через преподавание философии, истории религии, психологии, техники речи, стилистики, политологии, журналистики.
12. Внедрение модульной технологии, проектного обучения.
13. Создание информационно-библиотечного центра, автоматизация библиотеки.
14. Тематический учебный план класса.
Инновационное поле школы расширяется также за счет внедрения частных предметных инноваций. Концепция развития системы образования Республики Саха (Якутии), разработанная под руководством Министра образования РС (Я) Е.И. Михайловой, ставит перед школой новые задачи. Педагогический коллектив Якутской городской коммерческой школы вступает в новое тысячелетие полным творческих сил и педагогического оптимизма.

Cборник материалов «Якутская коммерческая школа-лицей» под редакцией Аргуновой Е.В. и Татариновой С.С. Якутск. 2001.