Опубликовано: 13.02.2020

 

13 февраля в стенах Якутского Научного Центра СО РАН прошло мероприятие, посвященное советскому ученому в области теоретической механики и аэромеханики Сергею Алексеевичу Чаплыгину. Было поднято множество вопросов, обсуждение которых завлекало настолько, что время пролетало очень быстро. Мы рассмотрели следующие вопросы:

  • биография С. А. Чаплыгина, проблема современного поколения или почему в наше время нет “своих” Чаплыгиных;
  • проблема доступности образования и науки в России, необходимость тесной работы ВУЗов и школ РАН;
  • недостаточная пропаганда научной деятельности среди молодежи;
  • качества настоящего ученого и благодаря каким факторам он формируется;

Обсуждение началось с некой проблемы поколения: в наше время отсутствуют действительно полезные люди и открытия (в сравнении с поколением С. А. Чаплыгина). Четко поставил данную проблему Михайлов В. Д., доктор философских наук, академик АД РС(Я) и проф. каф. Философии ЯНЦ СО РАН. Лепов В. В., доктор технических наук и академик АН РС(Я), отвечая на вопрос сказал следующее: “Люди боятся трудностей”. В свою очередь Дягилева Р. А., аспирантка ИГДС СО РАН, посчитала главной проблемой современный подход к воспитанию детей и саму систему образования в целом. С этим нельзя было не согласиться.

Далее, возвращаясь к деятельности С. А. Чаплыгина, Петрова Ирина Прокопьевна, учитель ФТЛ, отметила факт того, что Сергей Алексеевич всегда доводил дело до конца, отдавал всего себя, чтобы сделать все на 100-150%. Затем Ириной Прокопьевной поднялась следующая проблема: “В наше время “свои” Чаплыгины не добились бы ничего…”. Это связано с недостаточной доступностью российского образования в принципе. Шансы современного “Чаплыгина”, выходца из деревни с невероятными умственными способностями, но с низким уровнем обеспеченности, ничтожно малы, так как вероятность его поступления в достойную школу или ВУЗ сводятся к нулю из-за необходимости высокой оплаты обучения. С этим убеждением все безоговорочно согласились.

Продолжил обсуждение Виктор Данилович Михайлов с обострением еще одной немало важной проблемы. Проблема заключается в том, что современные ученые, доктора наук слишком замкнуты в себе и открыто не рассказывают о своем деле, так как сейчас мы не наблюдаем такой стремительной пропаганды научной деятельности и науки в принципе. За счет этого как влечение, так и интерес к науке у молодежи почти отсутствует.

Последним обсуждаемым вопросом, который я смог выделить стали качества настоящего ученого и факторы его формирующие. Ученый – человек, который буквально горит и каждый день живет своим делом. Человек, безусловно особенный и поразительный. Шепелёв В.В., профессор, академик АН РС(Я) и главный редактор журнала “Наука и техника в Якутии”,привел высказывание Эрнеста Резерфорда: “Если ученый не в состоянии объяснить основы своей науки – он шарлатан”.Он также отметил факт того, что Сергею Алексеевичу Чаплыгину, безусловно, повезло с его учителями и с его окружением в целом, так как, как он позже добавил: “Человека формируют именно его учителя”. Проблемой является то, что таких учителей в наше время нет. С этим фактом все также согласились.

Стоит отметить, что все обсуждаемые вопросы являются плавно вытекающим следствием из главной темы обсуждения об отсутствии современных “Чаплыгиных”.

В заключение нашей встречи, Пудов Алексей Григорьевич, кандидат философских наук и руководитель ДЭПИГО ЯГСХА, сказал замечательные слова, которые стали неким итогом всего круглого стола: “Нашей молодежи необходим внутренний инстинкт самообразования…”.

От себя хочу добавить, что наподобного рода мероприятии в окружении ученых, кандидатов наук и академиковмы были  впервые,  и мне безумно понравилась вся атмосфера происходящего. Думаю, что на такие встречи, дискуссии должны чаще приглашать представителей молодого поколения.

 

Богдан Китаев, ученик 9б класса